Цыганочка с выходом

С 9 апреля "НТВ-Плюс" стал первым российским оператором цифрового и спутникового телевидения, который начал предлагать свои услуги за пределами РФ под собственным брендом. И начал он с Грузии.

Чем же так привлекателен рынок Грузии для России? И почему многие это рассматривают в первую очередь как угрозу национальным интересам страны?

Не секрет, что в Грузии из-за сложного ландшафта возможности кабельного вещания некоторым образом ограничены. В труднодоступных регионах только спутниковый сигнал до сих пор является единственным способом поставки телеканалов абонентам. Еще во времена СССР, когда ретрансляционные вышки стояли повсеместно, телевидение принималось не более чем на 70% территории республики.

Сегодня, с приходом кабельного ТВ, эта проблема стоит не так остро. В ближайшей перспективе оптика покроет и труднодоступные районы. Сети уже есть и в Западной Грузии, и в горной Аджарии. Развитие этого сегмента бизнеса идет в стране семимильными шагами. Министерство экономики и устойчивого развития с 2017 года начало финансировать прокладку кабеля для доставки высокоскоростного интернета. Общая протяженность кабеля составит 735 километров, предполагаемый охват населения - 190 тысяч человек, к интернету будет подключено около 2 тысяч сел. Это огромный государственный проект общей стоимостью $150 млн, его цель - покрытие 90% труднодоступных мест, где не выгодно работать частным кабельным операторам (Постановление Правительства №375 от 28.07.2016 года).

Но тут в Грузию приходит сначала один, потом другой российский спутниковый оператор. Возникает логичный вопрос: если доля оптической связи на рынке так высока, то зачем нам "НТВ-Плюс"?

В качестве лирического отступления. Сейчас рынок платного телевидения Грузии фактически поделен между двумя операторами – Magticom и Silknet. Война идет за каждого абонента не на жизнь, а на смерть.

В октябре 2017 года Silknet через аффилированных лиц создает компанию "Медиа группа". В Грузии есть прекрасная опция – электронный реестр граждан и юридических лиц. Там мы видим: ООО "Медиагрупп" образована в сентябре 2017 года, 50% принадлежит учредителю Давиду Накашидзе. Кроме того, с 2008 года существует компания Wimax Georgia, где стопроцентным собственником является АО "Силкнет", и директор все тот же Давид Накашидзе.

По "удачному стечению обстоятельств" "Медиа группа" приобретает права на эксклюзивную дистрибуцию телеканалов "Ред Медиа". Что же делает в первую очередь "независимый" дистрибутор? Он предлагает компании Magticom пакет каналов по очень специальной цене, больше похожей на номер телефона. Стоимость лицензионных отчислений за ретрансляцию телеканалов "Ред Медиа" для Magticom вырастает в пять раз. По-русски это называется заградительным тарифом.

Понятно, что с 1 января 2018 года более 250 тысяч абонентов оператора Magticom больше не видят на своих экранах ни "Кинопремьеры", ни "Кинохита", ни "Кухни-ТВ" – оператор отключил более 20 телеканалов "Ред Медиа". И понятно, что все эти каналы спокойно транслируются в сетях оператора Silknet.

Война? Конечно. Интересная деталь: до сих пор ни один оператор, кроме Magticom, не получил расценок от действующего дистрибутора каналов "Ред Медиа". Причем, замечу, сети Magticom покрывают труднодоступные районы, малые операторы также на ряде территорий работают без "шелкового" конкурента [silk – англ. "шелк" -  прим. ред].

И тут на сцену выходит российский "НТВ-Плюс".

Если вдруг кто-то не в курсе или просто забыл, большая часть населения Грузии воспринимает родину "НТВ-Плюс" как страну, мягко говоря, имевшую самое непосредственное отношение к войне 2008 года со всеми вытекающими последствиями, включая аннексию части территорий. И вдруг Национальная комиссия по коммуникациям дает карт-бланш крупнейшему российскому оператору, выдавая лицензию на право вещания на территории Грузии.

После войны 2008 года, при действовавшей тогда власти Михаила Саакашвили трансляция российских федеральных телеканалов была официально прекращена в связи с их чрезвычайной политизированностью (читай – обилием пропаганды). Операторы платного телевидения лишились возможности транслировать эти каналы в своих сетях, а абоненты, соответственно, потеряли доступ к российским новостям. И вот теперь ситуация изменится, и подписчики смогут подключиться к российскому федеральному ТВ, хотя формально тот запрет не снимался.

Особое очарование всей ситуации придает связь российского спутникового проекта с крупнейшим грузинским оператором Silknet через аффилированную компанию "Медиа группа". И разумеется, первое, чего ждут операторы от такого альянса, – что и без того агрессивная ценовая политика Silknet станет еще жёстче с поддержкой и ресурсом "Газпром медиа холдинга", который стоит как за "НТВ-Плюс", так и за "Ред Медиа".

Помимо того, что это ударит по мелким операторам (но кто о них думает!), это должно было бы заинтересовать и регулятора, поскольку появляется отчетливый и совсем не полезный для рынка монопольный перекос (я уж молчу о политическом факторе). Ситуация, в которой половину рынка, если не больше (абоненты Magticom и других операторов) фактически отрезают от группы телеканалов в интересах одного оператора, – это однозначно зона интересов Агентства конкуренции.

Хочется верить, что зажатые таким образом операторы вспомнят, что они не домохозяйки, а кавказцы – и не станут молчать.

От редакции. Уже после того, как мы получили эту авторскую колонку от одного из старейших и компетентных экспертов грузинского рынка, появилась новость о том, что Национальная комиссия Грузии по телекоммуникациям запросила у "НТВ-Плюс" дополнительные документы и данные, касающиеся его пакетов и планов на рынке Грузии. Мы следим за тем, как будут развиваться события – и будем публиковать новости и мнения по мере их поступления.