Украинский ответ на русский вопрос

 

Может, кто-то из наших читателей не заметил, но пару дней назад в Украине случилась серия эмоциональных публикаций по поводу телепрограммы ВВС, показанной на телеканале Travel + Adventure. Министр информационной политики Украины Юрий Стець сделал заявление о том, что крайне недоволен программой "Путешествие Саймона Рива", повествующей о жизни в России об отдыхе в "русском Крыму". По его мнению, в передаче были неправильно расставлены акценты, например, ведущий говорил о "присоединении" этой территории, а не на ее оккупации, радуясь нынешней действительности, взыскательный министр услышал в программе даже осуждение действий Украины.

Чуть ранее Нацсовет запретил на полгода ретрансляцию международного телеканала RTVI (почему-то фигурирующего как российский, хотя никогда таковым не был, российской лицензии не имеет). Причиной стало то, что 4 февраля 2017 года на канале показали российский фильм "Мамочки", по мнению регулятора, популяризирующий армию государства-агрессора. Кроме того, с февраля 2017 по август 2018 канал показал 11 фильмов и сериалов с актерами из "черного списка" украинского Минкульта.

Тут же хочется припомнить историю с запретом на семьдесят с хвостиком российских телеканалов – одни транслировали "не то, что надо", у других была неправильная реклама, и все они произведены в стране, не ратифицировавшей Европейскую конвенцию о трансграничном вещании…

Впрочем, разумеется, и в России, и в Украине участники телекабельной отрасли понимают, что конвенция тут ни при чем, что это вопрос исключительно политики, о которой мы в отраслевом профессиональном издании сильно не любим говорить и писать. И дело не в страхе чего бы то ни было, и не в том, что даже крайне осторожно написанный текст все равно неизбежно вляпается в "оскорбление чувств". Просто мы очень не любим бессмысленное сотрясение воздуха – нам бы по делу, знаете ли, в идеале с рецептом. А какие уж тут рецепты.

Но можно попробовать порассуждать, по крайней мере, о технике безопасности.

Возвращаясь к фильму ВВС, вот специально посмотрела, и, пожалуй, соглашусь, что нежность Саймона Рива к России, конечно, отчетливо прослеживается. Причем не только в этом фильме, но и во многих других передачах. Это случается – когда иностранец влюбляется в страну. И хотя я действительно не увидела отчетливого одобрения присоединения Крыма к Росийской Федерации, особого осуждения там тоже нет – ни одной, ни другой стороны. Ну, такое "что вижу, то пою" и "ребята, давайте жить дружно". Но в этом весь Саймон Рив, создающий интересные и очень личные программы, которые популярны как на самом ВВС, так и на других телеканалах, приобретающих контент (да-да, Travel + Adventure не принадлежит BBC, как сообщали украинские СМИ, это независимый канал).

Но нравятся эти программы – как и любые другие – далеко не всем. К примеру, на Youtube можно найти пародии на этого ведущего, и даже некое подобие разоблачения "Россия с Саймоном Ривом – пропаганда ВВС или реальность". Но никому не приходит в голову запрещать, объявлять его предателем или чем там у нас еще любят объявлять кого ни попадя. Потому что в Великобритании, где снимается эта программа, так не принято. У них там свобода слова, свобода мнения, свобода полемики. А у нас тут – нет.

Причем я сейчас говорю не только о России.

Запрет (повторюсь, не российского) RTVI, запрет "Дождя", остальные множественные запреты, выискивание с лупой "использования языка вражды", Пореченкова и прочих "приверженцев агрессора" – все это ни разу не про свободу слова. Понятно, не мне тут, в Москве, рассуждать о свободе слова, но в России никто и о евроинтеграции не говорит, равно как и о демократии, и о толерантности, о европейских ценностях. Российский электорат выбрал "особый путь" и Первый канал, а для радетелей толерантности у нас придумали специальные законы. Но в Украине-то все иначе декларируется! По крайней мере, на словах. А на деле – "прекрати, Саймон Рив, вот это вот, и давай начинай осуждать!"

И чем это отличается от заявления, например, российского депутата Вадима Деньгина (одного из авторов закона, запрещающего иностранцам владеть более чем 20% любых СМИ, включая частные) о том, что он не желает слышать от какого-нибудь Discovery, что не только Советский Союз победил во Второй мировой войне, а с какими-то там союзниками (это его заявление я слышала собственными ушами!).

Но у нас такие депутаты плевали на Америку с Европой, и в гробу они видели свободу слова - но Украина-то нет!

Пардон, вам все-таки шашечки или ехать?

И напоследок. Год назад в Юрмале проходила конференция Telco Trends, я там делала доклад о токсичных и нетоксичных российских телеканалах. О раскладе сил на вещательном рынке России, о том, кому принадлежат федеральные СМИ, а кому вещательные группы. Я очень жалею, что тогда не написала колонку на эту тему, но не вижу препятствий, чтобы не вспомнить ее идею сейчас.

В России производится около 400 телеканалов, большинство из которых сделаны добротно и хорошо. Они не говорят ни слова о политике, большинство даже не показывает Пореченкова. Да, у нас есть токсичные для зарубежья телеканалы, прежде всего, федеральные, которые прекрасно понимают, что они делают (судя по роликам RT, они даже находят в этом свою прелесть и повод для стёба). Но таков уж соц(гос)заказ – кто платит, тот и заказывает музыку. И у меня не повернулся бы язык осудить запрет этой компании в Украине.

Но есть множество ярких, прекрасных, хорошо сделанных, грамотно продвигаемых телеканалов. Уверена, большинство из них охотно пошло бы навстречу рекомендациям Нацсовета, скажем, в части показа несчастного Пореченкова. Да просто сформировали бы специальные украинские фиды.

Если бы декларируемая свобода слова не была фикцией...