Мировые медиагиганты: Vodafone

Британская компания Vodafone позиционирует себя не как оператор кабельного телевидения. И даже не как телекоммуникационный оператор в широком смысле слова. Компания с Туманного Альбиона прежде всего известна как оператор сотовой связи, при этом крупнейший в мире по объему выручки. Остальные услуги, вроде интернета и телевидения, подаются как бы между прочим. Как сопутствующие блюда, облагораживающие общий ландшафт стола.
 
Vodafone так или иначе присутствует в более чем 40 странах мира, включая страны Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва), Восточную Европу и Балканы (Словения, Чехия, Болгария, Албания, Венгрия, Хорватия, Румыния, Польша), Средиземноморье (Италия, Испания, Кипр, Греция, Мальта) и конечно же Европу ( Швеция, Исландия, Франция Германия, Люксембург, Австрия, Ирландия, Швейцария, Бельгия и др.). Также Vodafone представлен в Турции, Индии, Айзербайджане и других странах.
 
История
История бренда начинается в 1983 году. У истоков стояли Racal Electronics Ltd. — небольшая, но процветающая британская компания, и американская телекоммуникационная компания Millicom. Их совместное предприятие, получившее название Vodafone, мгновенно стало популярным и прибыльным. 
 
Название расшифровывается, как VOice DAta FONE.
 
 
Потенциал сотовой связи мгновенно оценили инвесторы и клиенты. Успех был ошеломляющий. Этому способствовала развитая яппи-культура, не мыслившая свое существование без новых технологий в общем и без сотового телефона в частности.
 
Еще одним благоприятным фактором для развития компании стала минимальная конкуренция и отсутствие антимонопольного регулирования в отрасли. Ближайшим конкурентом Vodafonе стала компания Cellnet, начавшая свое развитие в то же время. Впоследствии компаниям пришлось конкурировать на протяжении двух десятилетий.
 
Но успех был относительным. Несмотря на очевидную популярность услуг (в определенных кругах) и потенциал телекоммуникационных технологий, оператор столкнулся с рядом трудностей. Во-первых, дочерний статус Racal Electronics мешал Vodafone успешно позиционироваться на рынке ценных бумаг. Во-вторых, сфера требовала обильных вложений.
 
К слову, вторую проблему удалось решить лишь со временем. Так, на 1983 год оператор работал в убыток на 10 млн фунтов стерлингов, а уже к 89-ому году его "грязная" прибыль составляла 84 млн фунтов.
 
Что касается первой проблемы, то ее окончательное решение состоялось лишь к 91-му году, после реструктуризации и разделения холдинга Racar Telecom, в результате чего была образована Vodafone Group Ltd. 
 
Дуополия Cellnet и Vodafone существовала довольно долго. При этом перевес в 56% сохранялся за Vodafone. По словам регулятора, антимонопольщики не вмешивались, так как появление конкурентов в столь прибыльной и быстро развивающейся сфере было делом времени. А время между тем работало не на новых призрачных конкурентов, а именно на дуополистов, которые укрепляли свои позиции, в то время как их будущие конкуренты, по всей видимости, только заканчивали школу.
 
Структура 
В Vodafone Group Ltd. входило несколько специфических подразделений, работа которых также была завязана на телекоммуникациях, но с более социальным уклоном.
 
Так, например, Vodapage предоставляли пейджинговые услуги, в которых входил сервис Healthcall Medical Answerline Service, предоставляющий возможность вызова скорой и минимальной консультации. А также Neighbourhood Watch Information Line — что-то вроде соседского дозора, призванного бороться с преступностью с помощью пейджеров.
 
Vodata — одно из важнейших дочерних предприятий, занималось разработкой продуктов и сервисов для Vodafone и Vodapage, а также предоставляло обширный сервис по обмену голосовыми сообщениями.
 
Экспансия
В 1993 году британский оператор окреп настолько, что решился расширять зону влияния. Что интересно, начал он не с близлежащих стран, а замахнулся на Австралию, где стал третьим по счету сотовым оператором. Но экспансией в англо-саксонские страны Vodafone не ограничился и уже в том же году получил лицензии на работу в Греции и Германии. Руководство компании также заявило о заинтересованности в появлении Vodafone на рынках Франции, Скандинавии, Гонконга, Фиджи, Мальты и Мексики.
 
Для работы в этих регионах оператору потребовались значительные инвестиции из-за рубежа. Причем сам он в это время тратил силы на совсем другой проект — внедрение стандарта связи GSM. Кроме того, в 1994 году компания приобрела 10% акций Globalstar, международного консорциума, сформированного для разработки спутниковой сети, которая позволит сотовой связи работать во всем мире, кроме полярных льдов.
 
В 90-е Vodafone был на пике своей активности. Оператор заполучил свой первый миллион абонентов и бросил все свои силы на популяризацию технологии, которая вот-вот должна была захватить весь мир. Аналитики был в предвкушении большого взрыва популярности продукции компании. Газета The Mail on Sunday даже опубликовала статью, главной мыслью которой стало высказывание — "не удивлюсь, если к началу 00-х в кармане каждого из нас будет лежать мобильный телефон. Причем, подключенный к Vodafone". Как мы теперь знаем, для объединенной Европы это действительно так.
 
Но к концу тысячелетия на пятки стали наступать конкуренты в лице молодых компаний Orange и One-2-One. Их агрессивная политика возымела настолько сильный эффект, что вынудила Vodafone пойти на решительные меры.
 
Крис Гент, состоящий в совете директоров, был назначен генеральным директором в январе 1997 года. Он никогда не посещал колледж, но завоевал репутацию проницательного бизнесмена в банковской и компьютерной промышленности. Кроме того, компания представила новый фирменный стиль летом 1997 года, объединяющих шесть провайдеров сотовой связи (Vodac, Talkland, Vodacom, Vodacall, Astec, и People’s Phone) под брендом Vodafone.
 
Инновации
В начале 00-х Британию захватила волна преступности. Смотрели "Карты, деньги, два ствола"? Мелкое жулье стало совать свои лапы во все сферы жизнедеятельности добропорядочных англичан. Ну, а уж что касается мобильных телефонов, так тут просто труба — воровали мешками. Общие цифры краж аппаратов были настолько впечатляющими, что вмешиваться пришлось операторам.
 
В 2002 году Vodafone и BT Cellnet приняли совместное соглашение о двухсторонней борьбе с кражами телефонов. Она заключалась в сервисе дистанционной блокировки устройства в случае утери. Для осуществления операции от владельца потребуется уникальный идентификационный номер мобильного аппарата (IMEI). Ввел и готово! 
 
 
По просьбе министерства внутренних дел подобные программы ввели и другие мобильные операторы.
 
В 2006 году компании Vodafone, Sharp и NHK представили первую модель сотового телефона, который принимает сигналы цифрового телевидения. Фишкой аппарата стал многооконный режим, то есть пользователь мог одновременно смотреть ТВ, писать электронное письмо и заниматься интернет-серфингом. Да, сейчас, в эпоху смартфонов, такая мультизадачность кажется само собой разумеющейся. Но в 2006 году это был настоящий прорыв. Правда, батареи телефона хватало лишь на два часа непрерывного просмотра.
 
Покупка Kabel Deutschland и продвижение на рынке платного телевидения
В 2013 году рынок телекоммуникаций потрясла новость о покупке крупнейшего немецкого телеоператора Kabel Deutschland компанией Vodafone. Причем, британцы сразу обозначили сумму сделки, которую тут же назвали рекордной в телекоммуникационной сфере — $10,1 млрд.
 
Как уже заметили наши постоянные читатели, тренд на слияние телекоммуникационных компаний стал делом обычным еще в 90-х. Каждый оператор старается расширить линейку предоставляемых услуг и привязать к себе абонента пакетом с как можно большим количеством услуг.
 
Для Vodafone выход на рынок платного телевидения является стратегическим, так как выручка компании существенно сократилась. С развитием интернета количество звонков значительно сократилось. Нужно было срочно принимать меры. Приобретение компании Kabel Deutschland, недавно модернизировавшей свою сеть и предоставляющей услуги платного ТВ и доступка к сети интернет, стало отличным решением проблемы.
 
По словам аналитиков, наиболее популярным станет (точнее уже стал) пакет из трех услуг, включающий телевидение, интернет и мобильную связь.
 
 
Ранее, в 2009 году, Vodafone запустил услугу цифрового телевидения в Португалии. Изначально Vodafone Casa TV (именно такое название получила услуга) включал лишь 100 телеканалов. Зато все они были рейтинговыми.
 
Список каналов выглядел следующим образом: восемь каналов в формате высокой четкости HDTV (Sport TV HD, Eurosport HD, National Geographic HD и Disney Cinemagic HD), основные национальные каналы (RTP и SIC channels, TVI и Porto Canal), детские телеканалы (Panda, Disney Channel, Disney Cinemagic, BabyTV, TiJi, Boomerang и Cartoon Network), музыкальные каналы (MTV, VH1, MCM и Mezzo), ТВ-кинотеатры (TV Cine, Hollywood, MGM, AXN, Fox, Fox Crime и Sony TV), спортивные каналы Eurosport и Sport TV, а также Fuel and Motors Сhannels, документальные (National Geographic, Travel, Odisseia и History) и новостные каналы (CNN, BBC World и TVE24), а также целый ряд других каналов (Globo, Fashion TV, RAI и др.).
 
Услуга мгновенно приобрела популярность в стране. Во многом за счет уникального сервиса — бесплатной записи телепрограмм, а также просмотра изображений и прослушивания аудио-файлов с ПК. Если говорить о записи телеконтента, то сама по себе она, разумеется, была известна в Португалии. Однако, требовала дополнительных затрат. Как минимум покупки специальной ТВ-приставки. Vodafone решил эту проблему для абонентов, сделав эту возможность доступной для всех клиентов по умолчанию. Ну и получил ожидаемый эффект. Затраты оправдались.
 
В 2014-ом Vodafone продолжил экспансию на рынок платного телевидения и широкополосного доступа к сети интернет в Европе. Оператор сделал предложение испанскому оператору Ono. В результате сделки за $7,2 млрд британцы получили возможность конкурировать на рынке платного телевидения в стране.
 
Мобильное телевидение
Хотите верьте, хотите нет, но мобильные телефоны, способные принимать ТВ-сигнал, появились в 2002 году. Примерно в то же время многие сотовые операторы начали вести разговоры о разработке и продвижении идеи платного телевидения прямо в телефон абонента. Эдакое мобильное телевидение. Как и большинству новаторских идей, этой предрекали сверхприбыльность. Мол, настолько шикарная идея провалиться просто не может.
 
Техническая реализация проекта была проста. Телефону, выступающему в качестве ТВ-приемника, просто-напросто было необходимо принимать сигналы в ТВ-диапазоне (ну, и конечно уметь извлекать из него изображение).
 
Но, как мы видим, миллионов эта идея никому не принесла. Вездесущий интернет, пиратство и прочие прелести всемирной паутины напрочь отбили у пользователей портативных устройств желание принимать ТВ-программы с помощью мобильных телефонов. Зачем, когда все есть в YouTube? 
 
Тем не менее, оператору удалось протолкнуть проект на рынке, причем подтянуть под это дело довольно крупных производителей теле-контента: HBO, 21 Century Fox, MTV и Discovery. Более того, помимо любимых сериалов и телепрограмм пользователям стала доступна трансляция игр лиги чемпионов UEFA, что явно облегчило продвижение сервиса на европейском рынке (в Германии, Греции, Италии, Голландии, Новой Зеландии, Португалии, Испании и Британии).
 
Сделка в Verizon
Не только Vodafone пытается расширить спектр предоставляемых услуг. Спутниковый оператор Verizon, один из крупнейших на американском рынке, в 2013 году сделал британцам предложение, от которого невозможно отказаться. Американцы предложили выкупить долю англичан в их совместном предприятии Verizon Wireless. 
 
Речь идет о 45% акций, покупка которых была оценена в $130 млрд. Половину суммы спутниковый оператор обещал оплатить наличными, вторую часть ценными бумагами. Кроме того, в условиях сделки был оговорен следующий момент — Verizon вернет Vodafone пакет акций ее подразделения в Италии стоимостью $3,5 млрд.
 
 
Напомним, что совместное предприятие было основано в 2000 году. С самого открытия Verizon Wireless занял лидирующие позиции на рынке сотовой связи в США и по сей день сохраняет лидирующие позиции. Общее количество пользователей сервиса составляет более 100 млн. Неудивительно, что Verizon захотели стать полноценными владельцами.
 
Шпионский скандал
Наверное большинство пользователей телекоммуникационными услугами скажет, что шпионаж оператора за клиентами в пользу правительства — это что-то из области конспирологии. Вроде теории о рептилоидах.
 
Но на деле фильмы про шпионов оказываются не фантастикой, а суровой реальностью. Вот и прослушка абонентов Vodafone оказалась прозой жизни. Причем, скандал разразился на высочайшем уровне, так как прослушиваемые телефоны принадлежали членам греческого правительства.
 
Независимая служба по защите личной информации (ADAE) при правительстве Греции заявила: "Мы полагаем, что установка необходимого для прослушивания телефонов программного обеспечения не могла быть осуществлена без помощи работника Vodafone, имевшего авторизованный доступ к системе". 
 
Обидеться есть на что. Ведь помимо экс-главы правительства Греции Костаса Караманлиса и его коллег, в 2006 году в скандал были втянуты видные журналисты, бизнесмены и общественные деятели. Более того, члены ADAE пришли к выводу, что руководитель греческого отделения Vodafone Костас Цаликидис был в курсе прослушки. Однако самого Цаликидиса допросить не представлялась возможным, так как немногим ранее он покончил с собой.
 
Представители компании, разумеется, свою вину отрицали. Доказать ее греческой стороне так и не удалось, что вполне можно считать прямой директивой Vodafone на продолжение осуществления шпионской деятельности.
 
Эффект Эдварда Сноудена
Разумеется, история получила продолжение. В 2014 году представитель компании сообщил, что правительства некоторых стран, где работает Vodafone, вторгается в частную жизнь их клиентов. Всего оператор указал на 29 стран. Однако, не уточнил каких.
 
При этом оператор отметил, что в шести из них правительство не обязано запрашивать у Vodafone разрешение на прослушку. А потому осуществляет ее по своему усмотрению через "прямое подключение". Остальные же страны направляют просьбы о разрешении такого рода деятельности. Оператор отказать не может, так как в противном случае его лицензия будет отозвана. 
 
Британской The Guardian все же удалось узнать некоторые подробности. В частности, The Guardian назвала самыми шпионящими странами Европы Мальту и Италию. При этом, если итальянцев можно понять — борьба с мафией требует решительных мер, то Мальту понять невозможно. Из 420 тысяч жителей этой страны спецслужбы прослушивали 3,8 тысяч человек.
 
К сожалению, к данным о слежке в цивилизованной Европе не была присовокуплена информация о колыбели демократии — США, так как после продажи 45% акций Verizon Wireless Vodafone окончательно ушел с рынка Соединенных Штатов. Однако, мы уверены, что и в Америке с прослушкой дела обстоят "на пять". Сомневаться не приходится. 
 
В конце 2007 года Vodafone был оштрафован за прослушку в Греции на $27,3 млн. Для такой компании это, конечно, семечки. Однако эта цифра существенно сказалась на чистых убытках в 2006-2007 годах, общая сумма которых составила 8 млрд евро.