Не все компании имеют фееричную историю, полную драматизма. Далеко не каждый генеральный директор попадает на скамью подсудимых за финансовые махинации. Вот, например, Jones Intercable — компания, вполне обходящаяся без громких скандалов. Оказывается, в десятку крупнейших кабельных операторов в США вполне можно войти и не руководствуясь принципом "живи ярко, умри молодым".
В 70-х годах Jones Intercable обслуживал всего 150 домохозяйств. Спустя двадцать пять лет услугами оператора пользовалось уже полтора миллиона абонентов. И хотя это не те темпы, которые демонстрировали Comcast или Cablevision, зато медленное, но верное развитие тоже дало свои плоды. Как говорится, тише едешь...
История
Jones Intercable основал Глен Р. Джонс. Судьба основателя одного из крупнейших кабельных операторов довольно тривиальна. Окончил Университет Колорадо, отслужил на флоте, затем устроился на работу юристом. Попробовал себя в политике. Выдвигался в Конгресс от республиканской партии в 1964 году. Проиграл.
Именно этот проигрыш стал поворотным в судьбе Джонса. Предвыборная кампания мало того что не удалась, так еще и оставила паренька в долгах на сумму $40 000. Непомерная сумма даже по сегодняшним временам, не говоря уже про 60-е. Однако это не помешало Джонсу купить свою первую кабельную сеть.
Она находилась в Джорджтауне, небольшом городке в Колорадо, и состояла из тех самых 150 домов. Покупка обошлась в $12 000. Причем на первый взнос, который составил $1000, Джонс буквально наскреб деньги, заложив свой Фольксваген за $400 и взяв оставшуюся часть с будущих абонентов в качестве предоплаты.
Будучи юристом Джонсу приходилось работать на кабельщиков. Поэтому нельзя сказать, что будущий медиа-магнат был совсем профаном в телекоммуникациях. Однако его "примерных" представлений об этом бизнесе, разумеется, было недостаточно. Поэтому, приобретя следующую сеть (а случилось это вскоре после Джорджтауна) в Айдахо-Спрингс, Колорадо, Джонс уговорил остаться бывшего директора на посту. Так как опытный управленец, к тому же технически подкованный, был в тот момент незаменим. Сам предприниматель в это время также работал на благо компании и самолично тянул кабель. А параллельно вел переговоры с операторами в Лейк-Каунти, штат Калифорния. Вскоре он приобрел сеть и в этом городе. Покупка обошлась в $210 000, причем $50 000 он по традиции заимствовал.
Структура компании
Растущая сеть требовала приличных вложений. Некоторые участки требовали модернизации, а для построения новых сегментов было необходимо дорогостоящее оборудование. На все это денег у Джонса не было. Для того, чтобы не тянуть все затраты в одиночку, предприимчивый бизнесмен прибегнул к давно известному в Соединенных Штатах трюку — ограниченное партнерство (генеральный директор + партнеры с ограниченной ответственностью). Такой способ привлечения инвестиций широко использовался в нефтяной и газовой промышленности, реже в строительстве. То есть в гарантированно прибыльных и дорогостоящих отраслях. Для телекоммуникаций такая форма партнерства была в новинку. Собственно, именно для официального оформления взаимоотношений с инвесторами Джонс и зарегистрировал Jones Intercable, Inc.
"Jones Intercable, Inc. стремится расширить человеческое сознание с помощью развлекательной и обучающей информации; с помощью телекоммуникаций доставлять информацию как можно большему количеству людей". С такой благородной миссией Глену Джонсону не составило труда привлечь в свою компанию необходимый капитал.
Еще одной инновацией (по тем временам) стала скупка и объединения близлежащих сетей, что помогало существенно урезать административные и операционные расходы.
Необычная структура компании и незаурядные организаторские способности Джонса будоражили умы конкурентов. Шаран Стовер, вице-президент Tele-Communications, Inc. (TCI) однажды сказал, что "в любом начинании Джонс будет находиться на вершине".
В последующие годы Jones Intercable начала экспансию в пригородные районы Чикаго, Северной Вирджинии и Мэриленда. Эти районы, как правило, были населены семьями с высоким достатком. По мнению Джонса, именно такие клиенты и нужны его компании. Кроме того, работа в пригороде позволяла существенно экономить на административных и операционных расходах.
Кроме того, в 1989 году Jones Intercable начала заменять коаксиальный кабель оптико-волоконным, став одним из первых кабельных операторов, решившихся на столь "дерзкий" шаг.
Пик активности
Несмотря на периодические проблемы с удержанием старых и привлечением новых инвесторов, Jones Intercable быстро росла. Помимо географии, расширялись и возможности технической базы оператора. Хорошее качество услуг стало отличным подспорьем для захода в новые населенные пункты. К 1994 году сеть Jones Intercable насчитывала 55 сегментов, а суммарное количество абонентов равнялось 1,3 млн.
Тем не менее, в 90-х Джонс столкнулся с рядом проблем. Первая из них — это проблемы с торгами на бирже. Брокеры отказывались торговать акциями Jones Intercable из-за причудливого строения компании. Кто-то из брокеров даже высказался следующим образом: "Это не стоит времени, потраченного на понимание того, как там все устроено".
Вторая проблема — это появление на рынке новых игроков из смежных отраслей. Между собой кабельщики научились уживаться и делить клиентов, но заход на рынок телефонных компаний и спутниковых провайдеров заставил кабельных операторов разработать более агрессивную стратегию.
Первую проблему Джонс решил продажей акций. В 1994 телефонная компания Bell Canada International, Inc. (BCI) приобрела 7,5 миллионов акций по $27,50 за штуку (позднее многие аналитики называли эту сделку провальной для канадской компании). Общая сумма сделки составила $78 млн и помогла Глену Джонсу профинансировать дальнейшую экспансию Jones Intercable .
Кроме того, она позволила Джонсу нащупать решение второй проблемы, которое в общем-то лежало на поверхности. Джонс ударил телефонистов их же способом и по тому же месту, то есть привнес в свой бизнес новое направление — телефонию. Специально для этого было заключено соглашение с телефонной компанией Bell Atlantic-VirginiaInc. Эта сделка позволила Джонсу также предоставлять доступ к сети интернет. Таким образом, к 1996 году Jones Intercable предоставляла полный спектр телекоммуникационных услуг.
Стоимость интернета варьировалась от проведенного в сети времени, а безлимитная телефония и 44 канала кабельного телевидения обходились американцам в $37,32.Безлимитный же интернет обходился в $39,95.
Позднее по этому принципу начали работать другие компании. В частности кабельный оператор Time Warner Communications заключил похожую сделку с крупной телефонной компанией Bell South.
Реструктуризация и продажа Jones Intercable
В конце 90-х Джонс принимает решение избавиться от некоторых сегментов своей сети, чтобы сосредоточиться на четырех крупных регионах: Вашингтон, округ Колумбия, а также штаты Мэриленд, Джорджия и Южная Каролина. Кроме того, он сократил количество инвесторов, входящих в партнерство с ограниченной ответственностью. Этот шаг улучшил положение компании на фондовом рынке и увеличил прибыль.
Говоря о своей компании, Глен Джонс заявлял: "Мы предвидим многие вещи. Вот как мы остаемся на плаву". По всей видимости, он "наванговал" что-то действительно пугающее, так как уже в 1999 году компания Comcast выкупила контрольный пакет акций Jones Intercable. В том же году оператор полностью свернул деятельность и благополучно прекратил свое существование. Это произошло внезапно и без скандалов. Возможно, Джонс предчувствовал кризис отрасли, случившийся в 00-х. Кто знает?